получил от Сашки сообщение :

«Сереж, я вчера давал ссылку на твой блог одному нативе-мексикано, он мне сегодня прислал свои впечатления… если хочешь, могу тебе скинуть почитать» Скинул (ошибки и стиль я не редактировал) :
Привет Саня, Я вчера уже не дописал, но сейчас отправляю тебе мои заметки по впчатлениям поездки твоих друзей в Мексику. Извини, они вышли немного длинные. Но знаю, что ты без проблем читаешь намного больше. Наверно твоим друзьям может быть тоже инетересно.
Успехов! Габриель.

Я попросил Габриэля разрешения на публикацию его текста … ответ :

«Вот, передаю тескт о Юкатане в приложенном файле. Первый вариант я писал ночью и там было море элементарных грамматических ошибок.
Прошу тебя тоже исправить те ошибки которые увидешь в этот раз, а стиль не надо менять. Пусть будет видно, что инностранец «редактировал» его.»

Я не исправлял ни ошибки, ни стиль  — это не важно … сам текст мне показался интересным для понимания Мексики и мексиканцев … Текст :

Мне очень приятно, что твои друзья, люди из Беларуси, из бывшего СССР, интересуются культурой, историей, бытом и вообще людьми Мексики. Для латиноамериканцев, Сербия и Украина настолько похожие между собой сколько им казалось сходство между Перу и Мексикой. На самом деле полуостров Юкатан геологически, географически, исторически и демографически значительно отличается от остальной части страны.

Весь полуостров Юкатан и прилегающие южные штаты Мексики географически относятся к Центральной Америке. Центральные и северные регионы — к Северной Америке. На Юкатане климат круглогодно жаркий и влажный. Полуостров — одна тропическая равнина. Такая платформа сформировалась накоплением известняка на море.  Самые высокие возвышенности на нёй — пирамиды. Мериду называют «белым городом» из-за того, что много ёё зданий построено белым известняком. Происхождение континентальной части Мексики в основном вулканическое: она горная с высокими долинами, и  более сухая, за исключение побережьей. Коренные жители Юкатана (майя) эмигрировали из Южной Сибири отдельной волной от ацтеков и других народов. Интересно, что их летописи описывают мифические события миллионных лет давности. Учёными Мексики, СССР-Россия (Санкт Петербург) и других стран расшифрована письменность языка майя (от которого немало вариантов).

Завоевание испанскими конкистадорами территорий майя шло отдельным процессом от центральной Мексики. Император Ацтеков — Монтесума принял конкистадоров как послов богов, а федерация городов майя оказала жуткое сопротивление. До начала завоевания, группа испанцев, потерпевших кораблекрушение возле Кубы, попали к майя. Один из них, Gonzalo Guerrero, выживший рабство, женился на дочери местного правителя. Бывший солдат,  он стал военным комендантом и обучил бойцов-майя стратегиям испанцев. Последние поселения майя (в Гватемале) были покорены испанцами лишь в конце XVIII ст. В протяжении колониальной эпохи возникло немало индейских освободительных мятежей и появлялись неповинующиеся районы, но они всегда были жестоко пригнетёнными. В отличии от центральной Мексике, на Юкатане испанцы не смешивались с местным народом, а держали его в полурабстве.

Юкатан был тогда труднодоступный регион надземным путём от центра Мексики. Связь с полуостровом осуществлялась в основном морским путём. Обмен товаров и людей вёлся интенсивнее с Кубой, и позже даже с Нью Орлеансом, чем с Мехико. В начале испанского периода Юкатан управляли из Гватемалы, позже из Мехико, но на самом деле Генеральное Капитанство Юкатан пользовалось определённой независимостью от Вицекоролевства Новой Испании (Мексики).

Население Юкатана боролось за независимость Мексики от Испании. Однако, возникшие центрально-ориентированные режимы на столице оставляли полуостров без нужного внимания. Движение за независимость укреплялось так, что в 1835 Юкатан отделился от Мексики. Эти события НЕ привели к улучшению условий жизни коренного населения и началась гражданская “война каст». В 1848 году белое меньшинство согласило возврату полуострова к Мексике на обмен защиты от мятежных индейцев майя. В те годы развивалась индустрия «энекена» (сверхпрочное волокно из агавы, сизаль, как пенька), которое использовалось во многих целях, для которых сегодня используются искусственные волокна (мешки, обувь, верёвки…). Фазенды «энекана» действовали как концлагеря. В конце XIX ст. построили железную дорогу в Юкатан, что сразу диктаторский режим на столице использовал для «депортации» врагов. Туда ссылали почти целое население народа индейцев Яки (Yaqui), которые боролись за автономию их территорий на Северо-западной части страны. Процветание индустрии «энекена» принесло богатство правящему меньшинству, прикрасило их фазенды и столицу Мериду (архитектура, электричество, трамвай), но народ жил в абсолютной нищете: продолжительности жизни было очень короткая и их физические параметры хуже, чем те в доиспанском периоде.

В 1910 население Юкатана поддерживало революционное восстание в Мексике с целью избавиться от крепостного состояния и телесных наказаний. Скоро после победы революции Социалистическая партия Юкатана выграла выборы.  Ёё , Фелипе Каррийо (F. Сarrillo), был избран губернатором (1922). Он сам был метисом, по линии майя он происходил от правителей древнего города Майяпан. У него была светлая кожа и зелённые глаза, что имело немало значения в столь расистском обществе. Он утвердил гражданские права коренных жителей Юкатана, женский голос на выборах, основал Университет… Однако его правление продлилось только 20 месяцев. Вместе с 3-мя братьями и 8-и соратниками, Каррийо был убитым посланцами диктаторской группировки правящей Мексики, которую он НЕ поддерживал. Его брак с американской журналисткой, общественным деятелем Альмой Рид, так и не состоялся. Этим и закончилась романтика на Юкатане.

Полуостров развился далее до состояния, которое мы живём. Белое меньшинство далее правит, но сейчас в условиях глобализации. Канкун — это один из крупнейших курортов мира, туда приезжают и работают людей со всего мира. Но стоит лишь въехать час во внутрь полуострова, чтобы увидеть людей, которые живут в условиях XIX века. В гостиницах люди зарабатывают приблизительно до 200 евро в месяц. В высоких позициях зарплаты могут отвечать международным стандартам, но они обычно не выдаются местным. Если честно,  вежливость населения Юкатана, о которых рассказывается в блоге,  в большой мере объясняются фактом автоматического повиновения белым людям. Местные боятся, ничего неправильно не делать против людей, которые могли иметь связей и принять возмездие. Это психология мексиканских телесериалов, которые служат «воспитательным материалом». В них прислуга всегда индейская или метиская и такая, что чувствуется счастливой в приниженном состоянии. Да, в этом отношении Мексика похожа на Пэру. К счастью, относительным исключением является город Мехико. Там более свободные социальные условия. В то же время, приятный факт то, что большинство мексиканцев стремится вежливо относиться к  иностранным туристам, но не всегда к местным. Последним славятся людей с «региональными» претензиями по всей стране и такових на Юкатане немало.

Comments (12)

  1. Вводный курс по истории Юкатана.
    «Для латиноамериканцев, Сербия и Украина настолько похожие между собой сколько им казалось сходство между Перу и Мексикой.» Мне б кто такое сказал бы…

    Mak Reply:

    ну, есть такое !
    =)

  2. это, конечно, ошибки, но для парня мексиканца, живущего в Голландии, не такое уж и плохое владение русским 😉

    Mak Reply:

    Саш, речь не об ошибках — просто Перуанку удивило сравнение — меня тоже …

  3. ну он же не знает вас лично = не знает насколько вы продвинутые! вы жеж не просто туристас, вы жеж путешественники! *ROSE*
    :-*

  4. во, я же говорила тебе, Юкатан не Мексика))
    насчет ,,белых,, и метисов она загнул конечно…уже это давно давно прошло. Да, немного осталось пренебрежения и индейцам, но это не далеко у всех.Это более шутки. Вообще, это очень странное явление, расизм тут. Если ты скажешь смуглому мексиканцу,,индеец,,-индигено, может обидется жутко

    Mak Reply:

    Юкатан — не Мексика, Москва — не Россия — все так говорят …
    😉
    а вот признаков расизма я у вас не заметил …

  5. очень любопытно 🙂
    помню как-то темнокожая американка в каком-то захолустье калифорнийском спросила откуда я. после моего ответа спросила снова: Раша — а где это, наверное очень далеко?

    Mak Reply:

    ну, в Мексике очень тяжело было объяснить, что мы из России — не помогали ни Раша, ни Руссия … 😉
    😀

  6. интересно из какого штата он. наверное, из Мехико, я думаю. Обычно из других городов столицу не славят)). не, бесспорно расизм есть, подпольный такой, типа антисимизма в совке. И смотря в каком штате; все штаты очень разные, и этим тоже. Я потом там скажу, убегаю в школу счас. А тут в Юкатане другой экстрим, чисто хохлятский против москалей(( против мексиканцев(( И слово даже оскорбительное для них есть. Все мы тут Ваш)) вот так и звучит))

  7. Он очень плохо мнения о советском образовании… На мой взгляд, разницу знает каждый школьник, и любой грамотный человек, умеющий читать!
    🙂
    Но он, мексиканец, живущий в Голландии, пишущий по русски о истории! Это вызывает уважение!
    Жаль, что «Для латиноамериканцев, Сербия и Украина настолько похожие между собой сколько им казалось сходство между Перу и Мексикой».

    Mak Reply:

    мне понравился этот текст еще и тем, что у автора везде сквозит гордость за свою родину ! вот если б и мы так …
    Спасибо, Габриэль !
    😉

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *