Дорожные заметки, Армения, 14 августа 2011 года, Ехегнадзор — Селимский караван сарай — Норадуз

 План поездки на 14 августа Маком был расписан заранее, но как он сам уже писал — воскресение не лучший день для путешествия по Армении. Утром в гостинице не было воды, вообще никакой, — в довершении к тому, что привести себя в порядок было затруднительно — администратор гостиницы банально проспала и мы не могли сдать комнату, так что покидали мы Ехегнадзор не в лучшем настроении. В планах у нас было посещение крепости Смбатаберд. Когда мы спросили администратора сможем ли мы проехать к крепости — она нас уверила, что никаких проблем и наша машина просто создана для этой дороги.
Памятуя вчерашний день, Мак этому не слишком верил. И оказался прав.

Дорога до Смбатаберда оказалась неприступной. Потому посещение Смбатаберда оставили до следующего путешествия в Армению.
И мы поехали к Севану.


По дороге нас ждало посещение настоящего караван-сарая 14 века. Построен Селимский караван-сарай был в 1332 году по велению князя Орбеляна.

Для меня, если честно,  Великий шелковый путь всегда ассоциировался с территорией Казахстана и Средней Азии, так что  пришли на память стихи Александра Сергеевича

«О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…»

У караван-сарая уже толпились, в поисках видимо просвещенья, местные жители. В общем, в очередной раз пришлось убедиться — армяне-молодцы и чтут свои исторические святыни. Хотя не оставлять бытовой мусор после их посещения видимо не приходит им в голову. Поэтому у многих святынь неподалеку свалка — но учитывая, что это караван-сарай — спишем это на традиции))).

Сам караван-сарай понятное дело был восстановлен после землетрясения в советский период. Но все-равно было приятно прогуляться по его корридорам и сводам, как-никак старейшая гостиница в которой мы побывали. В дневное время он освещался солнечным светом через окна на крыше.

Надпись оставленная с совестких времен и на ней почему-то написано, что это сооружение 13 века. Ну да ладно, веком раньше — веком позже))).

Сюда наверное ставили масляные светильники для освещения. Вообще несмотря на яркое солнце снаружи, внутри было довольно сумрачно.

Так что я с радостью оказался на солнце и ждал когда же Мак закончит свою фотосессию.

Ну вот и все, пока карван-сарай.

Дальше дорога вела сторону Севана, а именно к деревне Норадуз (странно по русски на туристических сайтах это село пишется так и это совсем не похоже на английскую транскрипцию).

Это место известно благодаря хорошо сохранившимся хачкарам на старом кладбище. Основная масса хачкаров относится к 13-17 веку, но есть и более древние, самый древний датируется 5 веком. Согласно Википедии: «Хачка́р (арм. խաչքար, дословно «крест-камень») — вид армянских архитектурных памятников, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Хачкары обычно устанавливаются при монастырях, внутри и на фасадах храмов, на могилах; они традиционно изготавливаются из вулканического туфа, который крайне мало подвергаются коррозии, это позволяет стоять хачкарам тысячелетиями».

Перед кладбишем можно было попить кофе в небольшой палатке — там торгуют сувенирами и напитками. На кладбише бегает свора детворы, за небольшое вознаграждение кто-нибудь из них покажет вам  самые древние и интересные хачкары, и расскажет о них занимательную историю. Хотя если вам жаль денег, то все эти историии вы сможете прочитать на информационных щитах перед клабищем. Я же отведу душу и просто размещу все сфотографированные хачкары в том порядке — в каком мы гуляли по кладбищу.  Авось у кого-то хватит силы воли все их рассмотреть. На мой взгляд, хачкары наиболее интересный вид искусства древнего армянского зодчества.

Одна из девчушек уговорила стать нашим гидом.

Кстати в довершении всего — мы выяснили, что сюда нужно приезжать ближе к вечеру — так как солнце конечно же мешало сфотографировать хачкары в нужном ракурсе.

Насколько я понял маленькие хачкары ставили на могилы детей — хотя может я и ошибаюсь.


Купив у нашей проводницы связанные ею из овечей шерсти перчатки, мы еще немного погуляли по кладбищу  и пошли к палатке покупать сувениры.  Кстати, кроме нас хачкары разглядывала группа молодежи из Европы. эти сумашедшие ребята ( в хорошем смысле) путешествовали по Армении на велосипедах. Честно говоря девчонок было жалко.

А после нас ждал путь к монастырю Айриванк. Но об этом в следующий раз.

Comments (6)

  1. блин, ну у тебя и память ! здорово !
    😉

  2. какие плиты шикарные.. =)

  3. Адиль, скажи честно — ты все записываешь во время путешествий? 🙂

  4. Ленка — хачкары это чудо, Олежка — к сожалению нет, раньше записывал — теперь лень, приходится все по памыти и фотографиям восстанавливать)

  5. интересно!

  6. Ну и память!!! Браво! :)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *