Первой целью сегодняшнего дня был Татев. Именно ради него мы доехали до Гориса, именно ради него,  а также из-за полившего дождя ))) мы рано легли спать (честно говоря я просто так вымотался — что уснул как только прилег), именно ради него — мы кажется шокировали стафф просьбой накрыть нам завтрак в 7.30 утра ))). Позавтракав по-английски с армянским акцентом (яйцо вкрутую, мед, лаваш, чай, армянский сыр и масло) мы тронулись в путь.  Забегая вперед публикую фотографию Татева сделанную несколькими часами позже.

Ну, а теперь после загрузки заманухи — в виде изображения Татева, буду описывать события так, как они происходили на самом деле, точнее как я их запомнил.

После выезда из Гориса — мы поднялись по трассе наверх и сделали несколько снимков города на восходе. Зрелище было потрясающее — жаль, что мой фотоаппарат, тьфу все-таки, телефон —  не в состоянии передать всю красоту этого момента.

И вот прощай Горис и жди нас Татев. Чтобы доехать до Татева можно либо на машине спуститься до Чертова моста по горному серпантину и потом подняться наверх уже к Татеву, либо воспользоваться канатной дорогой «Крылья Татева» которая соединяет края ущелья.  Между прочим расстояние между станциями около 5,7 км, так что это самая длинная канатная дорога в мире. Так как машина у нас была — то вопрос о канатной дороге даже не рассматривался. И это к лучшему — потому как пока мы ехали до Татева ни одого вагончика до Татева мы не увидели — видимо было еще рано. Ну и еще — ехать по серпантину было страшно, представляю как было бы мне страшно 12 минут ехать в вагончике над пропастью.

Теперь как всегда краткая историческая информация. Которую я буду разбавлять фотографиями.

Татев в переводе с армянского «дай крылья» и по легенде мастер, построивший здесь в IV веке церковь, после строительства с этой просьбой обратился к Господу и на обретенных крыльях перелетел ущелье и улетел. Легенда немного странная, но да бог с ней — хотя учитывая месторасположения монастыря у меня родилась собственная версия. Мастер после окончания строительства немного перепил и сорвался в ущелье и пока летел обращался к Богу с просьбой дать крылья.

Вид на долину.

Ну да ладно, вернемся к историии. Согласно тому, что было написано на музейных щитах — после того, как здесь была построена церковь над могилой Св. Евстатеоса начиная с V века ее начали посещать паломники. В конце VIII века сюда перенесли епископат Сюникской области (не уверен, что область правильное в данном случае слово — но так было написано). Первый рассвет монастыря приходится на 10-11 века, в это время была построена церковь Св. Погоса-Петроса (Павла и Петра) (895-906 гг) при епископе Ованесе.

На этой фотографии сразу три религиозных сооружения: церковь Св. Погоса-Петроса, церковь Св. Григория Просветителя и склеп-мавзолей над могилой Григора Татеваци. Григор Татеваци был блистательным богословом и при нем университет достиг своего научного рассвета.

Аркада с хачкарами.

В 1087 году была освящена надвратная церковь Св. Богородицы.

В это время при монастыре была собрана большая библиотека и в университете обучались студенты. В конце 12 века он был разрушен сельджуками, причем ценнейшие манускрипты были сожжены в результате нашествия.  Вновь возродили его только в 13 веке. В это время была восстановлена разрушенная церковь Св. Григория Просветителя. Монастырь расцвел и богател, в его владениях было почти 700 деревень. В них судя по историческим хроникам периодически вспыхивали антицерковные бунты. Монастырь действовал вплоть до XIV века — до нашествия Тимуридов.  Только в XVII веке здесь вновь открыли школу и монастырь стал вновь  действующим, что продолжалось до начала 20-х годов прошлого века, пока большевики его не закрыли. В 1931 году монастырь сильно пострадал от землетрясения. Так что купол над церковью Погоса-Петроса результат реставрации. И к моему больщому сожалению перестала работать Гавазан. Это качающаяся колонна — предупреждала о начале землетрясения. Установлена она была страшно сказать — в 904 году.

Крепостная стена монастыря. Когда мы приехали ворота были закрыты и мы уже боялись, что в монастырь мы не попадем.

А это маслодавильня 17 века. Здесь монахи получали масло из семян кунжута, конопли и льна. В настоящее время маслодавильня полностью отреставрирована. Находится она за крепостной стеной.

 

Вид на резиденцию епископа. Вообще резиденция занимала немало места. Я сначала подумал, что это как раз общежитие студентов, но ошибся.

 

А примерно так все выглядит внутри.

 

Хачкары во внутреннем дворе.

 

Это вход в церковь Погоса-Петроса. А ниже колокольня.

Эти окна создают впечатления что на тебя смотрит сам Бог).

Старые ворота в монастырь — теперь родник.

Я извиняюсь за несколько сумбурный видеоотчет — но так оно и было, я бегал в поисках нормального света, и еще пытался чтоб добровольцы работающие на восстановлении монастыря и немногочисленные туристы  не попадали в кадр.

Хотя вот этого молодого человека я специально заснял, к сожалению слишком далеко, а то вы бы увидели в его глазах всю скорбь армянского народа.

Музей Татева, среди экспонатов выставлен колокол

И в заключение пара фотографий Татева с верхнего склона горы.

Comments (14)

  1. во блин ! а я и не видел ни маслодавилку, ни лежащие хачкары ..
    🙁
    а вот твоя версия происхождения названия — мне нравится больше официальной !
    😉

    Adil Reply:

    мне она кажется более правдоподобной)))

  2. Кроме «офигеть» я уже ничего сказать не могу. Очень нравятся все эти камушки. А внутренние убранства просто сказку напоминают, там нужно фильмы про алхимиков снимать.

    Adil Reply:

    cпасибо, Женька) — там действительно чудно

  3. Я даже и не знала, что так недалеко такие чудеса. Вы как маршрут разрабатывали? Знали заранее, что хотите увидеть?

    Mak Reply:

    Женьк, естественно ! не спали днями и ночами по крупицам собирая информацию !
    *CRAZY*
    😉

  4. красиво ! И как-то все по другому ! Было б одинаково …было бы не интересно ! 🙂

    Mak Reply:

    ага, Димк, что мне особенно понравилось в Армении, так это то, что все храмы стоят в потрясающе красивых местах и то, что все храмы разные …
    =)

    Adil Reply:

    места для храмов выбирали по сути еще язычники, так как многие христианские храмы строились на месте языческих. насчет того что они все разные… ну да, хотя по началу кто-то говорил что смотреть там нечего, так как все одинаковое)))

    Mak Reply:

    и кто это говорил ?
    ты с грузинскими не путаешь ? опять голден гейт ?
    8)

  5. Я наверное напишу восторженный шаблон и буду после каждой вашей публикации вставлять. А что делать?

  6. ок, Арни)))

  7. А теперь ты, Серега расскажи об этом и свои фотки покажи! Очень интересно вас читать! У каждого свой взгляд! 🙂

    Mak Reply:

    на это и расчитано !
    😀

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *