Как я уже писал в предыдущем посте – после Хор Вирапа наш путь лежал на Нораванк.  Этот монастырь находится в 122 км от Еревана. Дорога на Норованк была очень живописной и большую часть мы проехали вдоль реки. В долине Арени я даже прикупил бутылочку вина – литр сухого красного стоил рублей 60, и как в последствии оказалось, вино было вполне съедо- точнее питейным. Теперь о монастыре — основан в 1205 году епископом Ованессом. С армянского переводится как новый монастырь, то бишь нор(а) – это новый, а ванк монастырь (не уверен, что прав, но так мне кажется).

Немного впечатлений от самой дороги, когда свернули с основной трассы — то ехали фактически по дну каньона, в нескольких местах видели плакаты с описанием флоры и фауны каньона Норованк. Скалы каньона местами ярко-красного цвета. Еще запомнилось — что среди растений много всяких редкостей, как-то дикая маслина и миндаль, тамариск, разные виды клематисов и почему-то запомнилось — что тут растут какие-то эндемичные колокольчики))).

А вот те самые красные скалы.

А еще мне если честно ужасно захотелось поесть — но как назло в это время поесть где-то в армянской провинции проблема — так как для завтрака было поздновато, а  обеды рестораны раньше  12 готовить не начинают. Но это так — лирически-бытовое отступление.

Вид на Нораванк снизу.

Монастырь включает в себя две церкви и часовню. Кроме того что это был монастырь, в Норованке  одно время была резиденция армянских князей Орбелянов.  Здесь же работал известный скульптор и миниатюрист Момик, а также архитектор Сиранес. В 1238 году монастырь был разграблен монголами. Затем был восстановлен и последующие два века процветал.

Церковь Сурб Аствацацин была построена в 1339 году.  В ее строительстве активно участвовал Момик. Считается, что он умер в год окончания строительства. Родом он был из Киликии. Это армянское царство существовавшее в средние века в Малой Азии с выходом к Средиземному морю. Для меня было удивительно, что  творчество Момика было под влиянием поздней готики, как следствие культуры превнесенной в Киликию крестоносцами. Кстати в Армении сейчас популярный сорт пива носит это название.

Церковь очень воздушная, украшена многочисленными   барельефами, немного напомнила мне храм Бантрей-Срей в Камбодже. Если приглядеться можно разглядеть богоматерь с младенцем Исуссом (надеюсь я прав и меня не порвут на части наши более религиозно-подкованные товарищи))).

На всякий случай заглянул в Вики — таки я прав, она самая богоматерь, младенец Христос и два архангела, которых я не очень разглядел.

На этой же фотографии видно, что на верхнем барельефе сидит сам Бог с двумя апостолами — Павлом и Петром. Who is who — плиз, донт аск ми)))

Это ангелы — на стене за алтарем, на втором этаже церкви.

Вообще полазить по церкви 14 века, походить по первому этажу — где была усыпальница Орбелянов заглянуть на второй этаж — где  был поминальный храм — здорово. Очень красивая церковь и недаром считается классикой погребальных сооружений башенного типа (каюсь слямзил эту фразу частично из Вики).

Очень понравились двери церкви.

Кроме церкви Богородицы в Норованке есть церковь Святого Карапета. Церковь несколько раз перестраивалась в том числе Сиранесом, а позже возможно Момиком, когда была разрушена землетрясением 1321 года. К церкви примыкает часовня Св. Григора. (Тут правда я немного запутался — так как — вот эта надпись гласит, что монастырь состоит из церквей Св. Богородицы, Св.Степаноса Нахавека, Св. Григора и нет никакой церкви Св. Карапета). То есть трех церквей — ладно, пусть церковь Св. Григора — это часовня Св. Григора, тогда получается что церквовь Св. Степаноса и Карапета — это одно и тоже? Короче вопрос…

Церковь особо богато украшена с западного фасада. Здесь тоже изображение богородицы с младенцем, культ богородицы был очень распространен в армянской церкви — во всяком случае церкви посвященные ей мы видели во всех монастырях. Вики обратила мое внимание, что богородица сидит по восточному на ковре.

На верхнем барельефе вообще уникальные фигуры. «Стрельчатый тимпан однотипного окна над дверью украшен уникальным барельефом с изображением Бога Отца с большими миндалевидными глазами. Правой рукой Он благословляет Распятие, а левой держит голову Адама с парящим над ней голубем, символизирующим Святого Духа. В правом углу тимпана – голубь-серафим, а пространство между ним и фигурой Отца заполнено письменами» — википедия.

Надеюсь кроме меня на моих фотографиях кто-то еще может это все разглядеть.

Внутри церкви усыпальница князей Орбелянов, видимо поэтому тут так много богато украшенных хачкаров, причем как внутри, так и снаружи.

При загрузке затесался просто барельеф — но тоже красивый).

Внутри армянских церквей для нас, привыкших к  русским православным храмам — пожалуй слишком аскетично, но мне этот аскетизм нравится.

А еще, мне как и Маку, безумно нравится как падает свет).

А еще во дворе монастыря — между церквями есть что-то похожее на колодец, я спустился, внизу монеты брошенные туристами и … хачкар, его видно не было — так что помогла вспышка. Да здравствует Iphone 4))).

Насытившись духовной пищей, но так и не поев ничего съестного, мы поехали в Джермук.

Comments (7)

  1. свет там действительно очень красиво падает. а еще там при мне горели свечи в песке. очень красиво.

    Mak Reply:

    Арни ! ничего не изменилось !
    😛

  2. Это все действующие церкви? Там проходят службы?

    Mak Reply:

    у них все храмы — действующие, и там везде проходят службы, но там не как у нас — там всё проще, я б сказал так — демократичнее и правильнее …

  3. Это точно!

  4. спасибо большое, Димка)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *